![]() |
Журнал "Строительная техника и технологии", №2, 2008 Дорогу осилИТ идущий: роль ИТ в обеспечении конкурентоспособности компании. Вадим Цветков, коммерческий директор "Вест Концепт". С чего начать? Анализ ситуации на рынке Ранее на строительном рынке только передовые генеральные или финансовые директора проводили какие-то серьезные внедрения информационных систем, обычно все ограничивались автоматизацией процесса подготовки налоговой отxетности. На текущий момент рынок стройки начинает серьезную диверсификацию, а также ощущается довольно высокий рост инвестиционной активности ино-странного капитала. Мы недалеки от того момента, когда произойдет насыщение рынка и его прибыльность начнет резко снижаться. Кроме того, к естественному кризису добавляется еще несколько проблем - повышение цен на строительные материалы, бетон, арматуру; рост доходов населения и развитие ипотеки. Это привело к снижению потребления дешевых площадей и росту потребления в среднем и премиальном сегментах, в которых надо не только уметь работать инструментами классического маркетинга, но и управлять качеством продукции. Перенасыщение отрасли Конкуренция Выживут те, у кого лучше инфраструктура и качественнее управление. Если у компании есть стандартные описанные процессы, зашитые в информационную систему, если компания уже научилась эффективно видеть прибыль и себестоимость и управлять ими, она может очень быстро начать себя тиражировать по другим сегментам рынка и территориям. И у нее больше шансов на стадии консолидации победить конкурентов. Те компании, которые уже прошли стадию резкого роста, поняли, что без качественных автоматизированных систем они теряют управление своим бизнесом. Кроме того, в последнее время стоимость строительных материалов резко возросла. А в крупных городах остается все меньше свободного места, пригодного для строительства. Для участия, тем более для победы в конкурсах требуется точно рассчитать стоимость строительства, чтобы обеспечить получение необходимой нормы прибыли. В последнее время развивается спрос на крупные современные бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы. А их строительство и управление их последующей эксплуатацией требуют гораздо более высокого уровня контроля операций. Захарцев Сергей Николаевич, к.т.н., директор департамента информационных В первом случае автоматизация бизнес-процессов выражена в виде автоматизации незначительного количества отдельных простейших операций, которые зачастую проще выполнить «вручную», чем использовать программный продукт. В этом случае IT - это больше дань моде, чем инструмент повседневной работы. Уровень IT-зрелости компании не поддается оценке, а бизнес-процессы выполняются по правилам «каменного века». Во втором случае значительная часть операций бизнес-процессов автоматизирована, но автоматизирована не свя-занными или слабо связанными локальными программными продуктами. Необходимость их использования определяется, как правило, административными мерами. Но их дезинтегрированность приводит к необходимости многократного ввода одной и той же информации, возникновению ошибок, потере информации и т.п. Началом стратегической модернизации должно стать четкое формулирование целеполагания IT компании. По сути, необходимо разработать документальную концепцию построения IT компании. Концепция построения IT компании должна быть выражена в виде двух частей документа. Первая часть должна описывать потребительские свойства IT с позиций бизнеса. К ним относятся функциональная полнота, интегрированность и комплексность решений, производительность, гибкость, безопасность, надежность. Исходя из концепции построения IT и их текущего состояния, следует разработать карту решения, на основе которой сформулировать программу проектов по построению целевой архитектуры IT. Важным звеном в запуске программы проектов является подбор и назначение главного системного архитектора программы проектов, основной функцией которого должна стать координация принимаемых конкретных технических решений в каждом проекте, исходя из общей концепции IT. Строительные технологии ни при чем, где взять информацию, и главное, вовремя? Но сама по себе информационная система не отвечает на вопросы и не может думать за человека, искусственный интеллект еще не изобретен и вряд ли будет в ближайшие годы. Задача информационных технологий - обеспечить человека необходимой информацией, в необходимое время и в необходимой форме, для возможности оперативного принятия решений, в большей степени управленческих. Планово-экономический отдел должен знать сколько с достаточной долей точности будет стоить строительство того или иного объекта. Эта информация будет необходима для принятия решения руководством компании об инвестировании в проект. Отделу комплектации и снабжения необходимо оперативно обладать информацией о плановых сроках поставок тех или иных материалов и техники на тот или иной объект. По одному или двум объектам это еще можно сделать оперативно с учетом меняющихся календарных графиков без программного обеспечения. Когда же речь заходит о портфеле проектов, изменение графика одним исполнителем должно сразу же сигнализировать другому об изменении сроков поставок. Финансовая дирекция должна оперативно с учетом вышеуказанных изменений отреагировать на изменение в платежном календаре и просчитать возможность кассовых разрывов. В случае единой системы, в которой информация мгновенно доступна всем ее пользователям, изменение в денежных потоках на основании календарных графиков видно сразу же, что позволяет оперативно отреагировать и принять своевременно правильно решение. Если говорить о стратегических целях, бюджетирование также немаловажно. Как идет исполнение бюджета, с каким дефицитом или профицитом - покажет информационная система, собирающая и сравнивающая данные со всех подразделений в общий инвестиционный план по всей компании. Расчет ключевых показателей не будет требовать участия нескольких подразделений, а также ожидания в течение нескольких недель, так как информационная система будет уже преднастроена так, что вводимые всеми подразделениями первичные данные по прописанным алгоритмам будут оперативно стекаться на экран руководителей в виде графиков или рассчитанных коэффициентов. В строительстве львиная доля стратегически важных решений принимается в самом начале проекта и позднее фактически остается без существенных изменений - не может быть радикально пересмотрен утвержденный проект, не могут быть изменены условия строительства, заявленные при проведении первоначального конкурса. Поэтому бюджетирование становится крайне сложной и критически важной задачей. Важно, выстраивая информационную систему компании, обеспечить ее инфраструктурой, грамотным обученным персоналом и четкими правилами и регламентами прохождения бизнес-процессов. Помощник - информаци¬онные технологии Современные тенденции развития информационных технологий в компаниях, имеющих разветвленную инфраструктуру и многофункциональные информационные системы, требуют создания экономичных и технологически продвинутых решений, позволяющих наиболее эффективно обрабатывать и хранить информацию, обеспечивать ее доступность и защищенность, а также эффективность использования приложений. Следующий шаг - внедрение систем бизнес-уровня для автоматизации бизнес-процессов. Но о тактике чуть позже, сначала поговорим о стратегии. Не забудьте про развитие обеспечивающих инструментов Если компания успешно растет и развивается, рано или поздно возникает необходимость в разработке и принятии IT-стратегии - долгосрочного плана развития информационной инфраструктуры бизнеса с указанием его ключевых приоритетов и принципов выполнения. Как правило, речь о выработке IT-стратегии заходит тогда, когда руководство компании осознает роль IT в дальнейшем развитии бизнеса и реализации его стратегических целей. Именно поэтому в основу IT-стратегии ложатся долгосрочные бизнес-цели компании и планы руководства по их реализации. Выработка стратегии носит, как правило, интерактивный характер. Сначала совместно с бизнес-руководством предлагается и согласовывается уровень бизнес-стратегии. Путем его декомпозиции разрабатывается второй уровень, где IT находятся в одном ряду с остальными функциональными направлениями. Затем определяется уровень развития ключевых направлений стратегии посредством мер, касающихся собственно IT (Детализации до третьего уровня, как правило, достаточно для понимания отдельных направлений всеми участниками процесса). При подъеме по дереву стратегий проводится его проверка на противоречивость. Разумеется, по мере реализации стратегии ее нужно пересматривать, чтобы учесть изменения, происходящие как внутри компании, так и вне ее. Денис Сушко, Теория рекомендует проектировать информационные системы с учетом следующих требований. Система должна:
На практике бизнес большинства российских компаний развивается отдельно от информационной инфраструктуры. Что приводит к тому, что перечисленные требования не выполняются вообще. Для того чтобы информационная инфраструктура всегда соответствовала бизнес-требованиям компании, планировать ее развитие необходимо, опираясь на внутренний бизнес-план компании. Однако на сегодняшний день на рынке очень мало компаний имеют внутренние бизнес-планы хотя бы на ближайшие 2 года, не говоря уж о пяти и более. Со стратегией определились. Требования к системе ясны, бизнес-стратегия выстроена. Пора засучивать рукава и делать следующие шаги.
Внедрение информационных систем Компания должна определить, внедрение, сопровождение или реорганизация каких корпоративных информационных систем должны обеспечить необходимый уровень развития IT в рамках принятой стратегии:
Сама по себе информационная система может оказаться никому не нужным инструментом, если не получит успешного внедрения на предприятии. Также необходимо не забывать, что партнер при проектировании информационных систем руководствуется следующими базовыми принципами комплексной системной интеграции:
Резюмируя данную статью, хочется сказать, что не нужно считать информационные технологии средством от всех бед, искусственным интеллектом, построив который удастся решить все задачи бизнеса. IT- инструмент, подобный хорошей скрипке, настроив которую можно, применяя все свои навыки и умения, играть прекрасную музыку. Понимая цели бизнеса и наладив соответствующий вспомогательный инструмент - информационную систему управления компанией, двигаться вперед - дело техники, техники управления.
|